Древняя астрология

Вуку Это название балийской календарной системы, являющейся базисом самобытной балийско-яванской астрологии. Главной особенностью календаря В. является 230-дневный год (не имеющий аналогий в хронологических системах других народов, но действительно описывающий сезонные ритмы на Бали). Не менее интересна подвижная неделя, которая может состоять даже из одного дня. В. столетиями используется жрецами в астрологических целях, тогда как гражданским целям служит другой календарь - "сака", основанный на 365-дневном году.

Иудаизм и астрология Отношение иудаизма к астрологии всегда было неоднозначным. Хотя значимость астрологии признавалась иудейскими мыслителями ещё в древние времена, при этом доминировала точка зрения, что астрологические законы могут не действовать на иудеев.

С другой стороны, мы находим многочисленные примеры использования астрологии иудеями и даже представления о том, что астрология - это высшая мудрость, данная Яхве патриархам. Согласно Талмуду, Авраам и его потомки были поставлены выше влияния звёзд, но, с другой стороны, благословение, данное Аврааму в Книге Бытия (24:1), истолковывается именно как дар астрологии: "Авраам был уже стар и в летах преклонных. Господь благословил Авраама всем".

Ряд источников указывает, что ещё на рубеже н.э. у иудеев была своя оригинальная астрологическая традиция. После разрушения Иерусалимского храма (60 - 70 гг. н.э.) и рассеяния евреев по всему миру (132 - 135 гг.) произошло деление на две астрологические школы. Первая школа на Ближнем Востоке (Багдад) была практически неотличима от арабской астрологии на её первом этапе развития. Об этой школе даже говорят как об еврейской астрологии, которая была заимствована арабами. Вторая еврейская астрологическая школа развивалась в раннее Средневековье в Испании, где тогда господствовали арабы. В этой школе ярко проявились каббалистические черты (см. Каббала, Каббалистическая астрология (I)). Образованные иудеи вошли в тесную связь с интеллектуальными традициями ислама и христианства. Поэтому И.а. практически "растворилась" в астрологических концепциях средневековой Европы. Интересно, что еврейское религиозное искусство приняло на Западе устоявшуюся форму. Мозаичные полы в синагогах (см. Бет Алеф) необходимо рассматривать как соединение астрологии и культа. Знаки Зодиака украшают некоторые религиозные тексты, содержащие просьбы Господу о дожде, урожае и т.п. Широко распространено было представление о том, что знаки Зодиака Рак и Лев символизируют Израиль и народы мира, положение евреев, рассеянных по всему миру. Широкое распространение получила концепция о том, что 12 знаков Зодиака соотносятся с 12 сыновьями Иакова.

Зороастризм Это самая древняя из мировых религий откровения, оказавшая "на человечество, прямо или косвенно, больше влияния, чем какая-либо другая вера". Зороастризм был государственной религией трёх великих Иранских империй VI в. до н.э. - VII в. н.э., господствовавших на большей части Ближнего и Среднего Востока. Многие из его доктрин заимствованы северным буддизмом, иудаизмом, христианством, исламом, а также гностическими сектами. Эта религия имеет общие корни с индуизмом, и поэтому не удивительно, что в ней астрологии также придаётся большое значение. Как уже отмечалось выше, немецкий исследователь Б.Ван-дер-Варден даже считает зороастризм "главной идеологией" гороскопной астрологии. Занятие астрологией в зороастризме было прерогативой жрецов-магов. В этой религии сохранились следы астролатрии - почитания звёзд. С особым трепетом зороастрийцы почитали "звезду дарящую" Тиштрию (Сириус), охраняющую источники небесных вод (видимо, восходившего над горизонтом в начале сезона дождей). Видимые планеты соотносились с высшими божествами зороастрийского пантеона. Интересной особенностью в отношении зороастризма к астрологии было убеждение в том, что изначально, до осквернения мира злым духом Ангро-Майнью, светила двигались равномерно, и этот изначальный ритм отражён в зороастрийском календаре. Но после появления зла в мире планетные орбиты спутались, и нынешнее движение светил отражает наличие злого начала в нашей жизни. Поэтому изучение астрологии помогает отследить негативные тенденции в жизни человека, а использование священного календаря помогает настроиться на изначальные, "неосквернённые" ритмы.

Манихейство В религиозном учении манихейцев, возникшем в III в. на Ближнем Востоке и распространившемся в III - XI вв. от Северной Африки до Китая, многие положения были заимствованы из зороастризма и буддизма, в т.ч. и ряд астрологических постулатов. Особенно сакрализовано в манихействе число 12: пророк Мани появляется под Рыбами, 12-м знаком Зодиака, отмечающим последнее из 12 тысячелетий, составляющих век вселенной; среди божеств выделяется 12 дев, персонифицированных добродетелей (Верховная Власть, Мудрость, Победа, Примирение, Чистота, Истина, Вера, Долготерпение, Прямота, Благодеяние, Справедливость, Свет). Число 12 сакрализовано и в манихейской модели мира: 12 дочерей времени, 12 светлых и 12 тёмных величеств, 12 великих богов, 12 апостолов, 12 элементов света, 12 созвездий, 12 врат, 12 эонов. Интересно отношение манихейцев к светилам: Солнце и Месяц считаются катализаторами божественного света; во время своих увеличений Луна принимает души умерших, а во время убываний отправляет их к Солнцу, которое пересылает их дальше, к богу (поэтому Солнце и Луна почитаются как величайшие носители света, а Мани - как божество полнолуния). Подобие человека как микрокосма Вселенной как макрокосму в манихействе интерпретируется как возможность каждого отдельного человека победить силы тьмы в мире: освобождение элементов света на человеческом уровне приводит к победе света и в космическом плане.

Митраизм Ещё одна религия начала н.э., связанная с астрологией, - митраизм. Митраизм был последним серьёзным соперником христианства, его роль была особенно важна в период, предшествовавший официальному закреплению за христианством статуса государственной религии Римской империи. Культ Митры, вероятнее всего, проник из Персии или Мидии через Вавилон в Малую Азию, а оттуда в Рим. В этом культе соединились персидские и вавилонские элементы (в Вавилоне древний культ Митры вобрал в себя астрологические элементы, о чем свидетельствуют символы знаков зодиака и планет, изображавшиеся в святилищах Митры; верховный жрец Митры именовал себя "приверженцем астрологии" (Studiosus astrologiae)). Митраизм не только вобрал в себя астрологические мотивы, но и сам сильно повлиял на астрологию и астрологический символизм. Ряд исследователей указывает, что образ Митры, убивающего кинжалом быка (тавромахия), видимо, связан с астрологическими факторами - с открытием прецессии равноденствий в эпоху, когда точка весеннего равноденствия находилась в созвездии Тельца. Т.о., мистерия тавромахии означает произошедшее в эру Овна (II - I тыс. до н.э.) разрушение Митрой идеалов и установлений предыдущей эры Тельца. Эту точку зрения на мистерии М. подтверждает тот факт, что обнаружена связь между Митрой и греческим героем Персеем, а на небе Персей изображается держащим кинжал (меч) и находится как раз над Тельцом.

 
загрузка...
Рейтинг@Mail.ru