Китайская астрология

Древнекитайская историографическая традиция начинает историю Китая с описания периода правления пяти легендарных императоров (рубеж III - II тыс. до н.э. Считалось, что уже тогда астрология не только существовала, но и была на службе у государства. Самые известные астролого-астрономические тексты в Китае (на гадальных пластинках) относятся к XV в. до н.э. На них уже отмечены группы ярких звёзд - "Огненные" (Скорпион), "Птичьи" (Гидра) и др. Наиболее древние известные китайские книги, содержащие сведения астрологического характера, относятся к середине I тыс. до н.э. Это "Шу цзин" ("Канон исторических писаний") и "Ши цзин" ("Книга песен"), составленные под редакцией Конфуция. События, описываемые в них, начинаются со времён легендарной династии Ся. В частности, сообщается, что уже тогда при дворе правителя существовали две официальные должности астрологов-чиновников.

На рубеже II - I тыс. до н.э. китайские астрономы разделили область неба, в которой перемещались Солнце, Луна и планеты, на 28 участков-созвездий и, кроме того, на 4 "сезонных" участка по 3 созвездия в каждом (аналог Зодиака). Как и в Египте и Месопотамии, этот пояс созвездий был ближе к небесному экватору.

В Древнем Китае за начало года было принято зимнее солнцестояние, за начало месяца - новолуние, за начало суток - полночь. Сутки делились на 12 "двойных часов" и, кроме того, по десятичной системе - на сто частей. Длина дня и ночи в частях изменялась от сезона к сезону. Названием двойных часов обозначались и месяцы. За начало летосчисления была принята расчётная дата, когда в день зимнего солнцестояния начало суток совпадало с новолунием, а все пять планет находились в одной стороне неба. 19-летний календарный цикл был открыт в Китае в VII в. до н.э. В это же время был изобретён гномон.

Китайские астрономы VIII - V вв. до н.э. уже знали о существовании Узлов Луны и даже об их перемещении по небу, что помогло им правильно определять условия наступления затмений. Любопытно, что солнечные затмения обычно считались неблагоприятными предзнаменованиями, в то время как лунные затмения особого интереса не вызывали и воспринимались как рядовые явления. В хронике "Чунь-цю" на протяжении 242 лет её ведения было отмечено 37 солнечных затмений. Самое раннее из них относится к 22 февраля 720 г. до н.э.

У китайцев существовали представления о пяти звёздных дворцах (гун): срединном, восточном, южном, западном и северном, которые соотносятся с символами этих направлений: Тай-и ("великая единица"), Цин-лун ("зелёный дракон"), Чжу-цяо ("красная птица"), Бай-ху ("белый тигр") и Сюань-у ("тёмная воинственность"). Каждое из этих понятий было одновременно и созвездием, и символом, имеющих графическое изображение.

Разработка астрологических теорий происходила на протяжении многих столетий. Многие концепции, лёгшие в основу дальнейших построений китайской астрологии, оставались анонимными или приписывались легендарным личностям. Однако ряд имён выдающихся астрологов нам известен. В VIII в. до н.э. жил И Хэ, врачеватель из царства Цинь, разработавший положение о шести состояниях энергии ци (инь, ян, ветер, дождь, мрак, свет), которые, "разделяясь, образуют четыре времени года, располагаясь в порядке, образуют пять последовательностей". Нарушение баланса шести ци ведёт к различным заболеваниям. Этот тезис И Хэ лёг в основу теории традиционной китайской астрологии и медицины.

Шесть ци: их качественная и количественная характеристика, соответствующие стихии и период года

 
загрузка...
Рейтинг@Mail.ru