Российская астрология

К сожалению, имеется очень мало сведений о древнерусской астрологии. С древних времён славянские племена владели хорошо разработанной лунно-солнечной календарной системой. Славяно-русская астрология обслуживала интересы сельской общины и крестьянского двора, давала прогнозы погоды, предстоящего урожая, приплода скота, эпидемий и эпизоотий, давала рекомендации крестьянину по лунному календарю о конкретных сроках посадки и уборки овощных и зерновых культур, забоя скота и т.п., давался также прогноз вероятности наступления социальных волнений, причина которых усматривалась в наступлении "злого" времени.

Древнеславянские календарно-астрологические сочинения отражают дуалистическое мировоззрение древних славян, т.е. периодическую борьбу добра со злом во времени. День (добро) олицетворял верховный бог Перун, управлявший светлой частью суток, войной и молниями. Ночь (зло) олицетворял Велес, управлявший тёмной частью суток, лунной ритмикой, подземным и потусторонним миром. Из магии времени возникла магия чисел: счёт времени начинался с начала светлой части суток, находящейся под управлением Перуна, поэтому единица считалась счастливым числом, а вторая часть суток, находящаяся под властью Велеса, считалась несчастливой. Поэтому все нечётные числа были счастливые, а чётные несчастливые.

Перун управлял сменой календарных лет, сменой четырёх сезонов года, сторонами света, четырьмя ветрами, рогом изобилия и судьбой (роком). Ему посвящался каждый первый день из четырёх сезонов. По характеру погоды в такой день осуществлялся прогноз погоды предстоящего сезона. Этот обычай сохранился и до наших дней: погоду гадают по Рождеству, Евдокии, Самсону и Покрову.

После принятия христианства отношение к астрологии и астрономии на Руси было весьма настороженным. Церковный устав, утверждённый при князе Владимире, указывает, что "ветьство, зелейничество, потворы, чародеяние, волхвования" относятся к ведомству духовного суда. В западных русских землях, где были контакты с европейской наукой и культурой, астрология, очевидно, была известна больше. Так, в тех учебных заведениях, где была принята западная система квадривиума (например, в школах повышенного типа Полоцкого княжества), астрология входила в число основных изучаемых дисциплин.

Хотя собственная астрология в Древней Руси практически не развивалась, с XIV в. получает хождение переводная астрологическая литература. Рукописные астрологические книги были в ходу на Руси вплоть до XVIII в. С появлением печатной календарной литературы астрологические предсказания вошли в её состав и сделались неотъемлемой частью ("Брюсов календарь" и др.). Несмотря на церковные запреты, в народе существовала даже особая профессия "гадателей". Сохранились сведения об интересе к астрологии и в образованных кругах. При Иване Грозном было подтверждён закон о сжигании чародеев, однако по делам XVI - XVII вв. видно, что сжигание применялось в то время уже редко: колдунов и колдуний ссылали в отдаленные места, в монастырь, но не жгли, хотя сожжение признавалось всё-таки законной карой чародеев. В XVII в. астрологи по-прежнему работают при царском дворе. Придворный врач царя Алексея Михайловича (1645 - 1676) Сэмюэл Коллинз написал дошедшее до наших дней "рассуждение" по медицинской астрологии на латинском языке, которое было переведено на русский язык дьяком Посольского приказа Л.Голосовым.

Симеон Полоцкий (1629 - 1680), учитель царевичей Алексея, Фёдора и царевны Софьи, известный поэт, публицист, общественный и церковный деятель, также интересовался астрологией. Известно предание о том, что во время рождения Петра I Симеон наблюдал созвездия и по яркой звезде, замеченной им около Марса, предсказал Петру великое будущее. Во влияние светил верил и Сильвестр Медведев, один из образованнейших людей России. У него была большая библиотека из 603 томов, которая после его смерти перешла в собственность Славяно-греко-латинской академии.

Пётр Первый, с именем которого связан взлёт науки и образования в России, также верил в астрологические предсказания, как видно из его собственноручных заметок на старом отцовском календаре 1670 г. По некоторым сведениям, он сам мог достаточно хорошо знать астрологию. До наших дней дошёл гороскоп Петра, составленный, видимо, при его жизни. Именно в эпоху Петра Великого (в 1709 г.) начал издаваться знаменитый "Брюсов календарь", составленный Василием Киприановым под "надзором" графа Брюса. Всплеск интереса к оккультным наукам в Европе и США, произошедший в последние десятилетия XIX в., во многом был связан с деятельностью Елены Петровны Блаватской (1831 - 1891) и с основанным ею в 1875 г. Теософским обществом. До России эта оккультная волна дошла лишь в начале XX в. Первый настоящий всплеск популярности астрологии в России пришёлся на достаточно краткий промежуток времени - с первых лет нашего столетия до переломного 1917 г. Основным печатным изданием, пропагандирующим и популяризирующим астрологию и прочие оккультные дисциплины, стал журнал "Изида", который издавался в 1909-16 гг. в Санкт-Петербурге.

Другим центром распространения астрологически знаний в России в начале XX в. стала Вязьма. Владелица типографии в Вязьме Писаревская, будучи страстной любительницей астрологии, пошла на большие затраты по отливке специального астрологического шрифта. Однако развитие российской астрологии было вскоре прервано. В условиях I мировой войны, революций 1917 г. и последовавшей гражданской войны астрологическая активность в России пошла на убыль. Среди русских эмигрантов известен лишь один астролог - Александр Волгин, который с 1920-х гг. жил и работал во Франции. Таким образом, примерно на протяжении полувека (с конца 1910-х до 1960-х гг.) астрология в нашей стране переживала полное забвение. Конечно, в 20-е годы ещё были доступны дореволюционные книги и журналы, и любой человек при желании мог ознакомиться с основами астрологии. Прекрасный пример того, что астрология в это время не подвергалась целенаправленным гонениям, даёт нам первое издание Большой Советской Энциклопедии. В статье "Астрология" читатель мог почерпнуть сведения о ключевых понятиях астрологии и даже изучить приведённую в качестве примера натальную карту. Выдающийся российский учёный А.Л.Чижевский, основатель гелиобиологии, в эти годы не только занимался изучением истории астрологии и проверкой астрологических концепций, но и свободно опубликовал статью под названием "Современная астрология" ("Огонёк", 1926, N17), в которой основные понятия астрологии объяснял естественнонаучным языком. Во времена "хрущёвской оттепели" у советских людей появилась некоторая свобода в духовной сфере, и результатом этого стали первые ростки интереса к астрологии в 1960-е гг. В 1972 г. вышла книга Ромуальдаса Колонайтиса "Солнце идёт по звериному кругу" (на литовском языке) о символике знаков Зодиака.

В 1970-е гг. уже существовали кружки астрологов в Москве, Киеве, Харькове, Ленинграде, Вильнюсе. Особо следует отметить деятельность московского кружка, занятия в котором базировались на материалах, полученных в результате контактов с болгарскими астрологами. В конце 80-х годов начался настоящий астрологический бум, астрологи стали выступать в средствах массовой информации. Очень большую роль в популяризации астрологии сыграли публикации Сергея Вронского в "Московском комсомольце" - это были первые регулярные астрологические прогнозы в советской печати.

 
загрузка...
Рейтинг@Mail.ru
дистанционно обучают астрологии http://www.astrologi.ru